БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырь возник на месте обретения одной из главных святынь Русской Православной Церкви, самой почитаемой в прошлом и сейчас чудотворной иконы Казанской Божьей Матери.

1.jpg

В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар, выгорел и район, прилегавший к Кремлю с северо-востока. Двенадцатилетней девочке Марфе Онучиной, дочери казанского стрельца Данилы, было видение, что на пепелище двора Онучиных находится чудотворная икона. 8 июля Марфа обнаружила ее на глубине более аршина. Икона сразу привлекла внимание, была увезена в Москву, а позже по указу царя Федора Иоанновича возвращена в Казань, и на месте ее обретения около

2.jpg

1591 года был основан Богородицкий девичий монастырь.

Главной во все время существования монастыря была деятельность, связанная с культом иконы Казанской Божьей Матери: прием паломников, службы, организация празднеств 8 июля (в день обретения иконы) и 22 октября (в честь избавления от поляков).

Казанско-Богородицкий монастырь, сначала занимавший небольшую площадь, постепенно разросся и к началу XIX века занял обширный неправильный многоугольник, ограниченный нынешними улицами Большой Казанской, Поперечно-Казанской, Нагорной и ныне не существующим Пятницким переулком, отделявшим монастырь от территории приходской Пятницкой церкви. К сожалению, утрачен главный собор монастыря, являвшийся архитектурной доминантой и выдающимся памятником русского классицизма, где и находилась чудотворная икона. Собор был построен вместо старого собора 1594-1595 годов по проекту известного зодчего Ивана Егоровича Старова и под наблюдением казанского архитектора Филиппа Емельяновича Емельянова.

3.jpg

Софийская церковь, расположенная на южной стороне монастыря, служила надвратной церковью до тех пор, пока не была построена новая ограда, и церковь не оказалась в глубине монастырской территории.

Автором проекта был, вероятно, тот же Я.М. Шелковников. В 1807 году Софийская церковь, еще не будучи достроенной, сильно пострадала в пожаре 1815 года. Ее строительство завершилось лишь к 1825 году (на средства дворян Мусиных-Пушкиных), когда храм и был освящен.

4.jpg

Церковь Николы (Николая) Тульского существовала уже в год обретения чудотворной иконы Казанской Божьей Матери и была построена, вероятно, выходцами из Тулы, которых было много среди первых русских поселенцев

в Казани. Именно в этой церкви знаменитая икона находилась в первые месяцы после обретения. Вместо нее в 1686 году были построены каменные летняя Николо-Тульская и зимняя Троицкая церкви, сгоревшие в 1742 году. Выстроенная вместо них новая каменная церковь в 1803 году из приходской была обращена в монастырскую, но вскоре также была снесена. По проекту, составлен- ному архитектором Яковом Михайловичем Шелковниковым, в 1810-1816 годах был построен новый Николо-Тульский храм, который стал зимним собором монастыря, и в ней зимой находилась и чудотворная икона Казанской Божьей Матери.

5.jpg

Крестовоздвиженская церковь построена в 1882-1887гг. Двухэтажное здание с купольным этажом, выстроено в стиле классицизма, почти полностью по облику совпадающее с Никольским собором.

В купольном этаже находилась церковь, на первом и втором этажах  общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты сирот, воспитывавшихся в монастыре, в подвале  пекарня и квасная. В советский период до 2005 года здесь находился Казанский Государственный педагогический институт.

6.jpg

В 2005 году Патриархом Всея Руси Алексием II в Казань была возвращена Икона Казанской Божьей Матери. В настоящее время она находится в  Крестовоздвиженской надвратной церкви.

На сегодняшний день Крестовоздвиженская церковь передана верующим по «Плану поэтапной передачи культовых зданий религиозным общинам», утвержденного в 1993г. Главой администрации г.Казани, и находится в удовлетворительном состоянии.

7.jpg

Настоятельский корпус. Двухэтажный кирпичный корпус располагался в виде  полукружноости около холодного храма. Это здание по проекту архитектора Ф.И.Петонди Строилось с 1810 по 1835гг.

Пластичная архитектурная композиция полукружности, простота декора, удачное размещение здания в ансамбле застройки монастыря, придавали ему величественность.

В советский период здание использовалось под жилье. По программе ликвидации ветхого жилья в г.Казани Перед празднованием 1000-летия здание было отселено.

В настоящее время не эксплуатируется.

8.jpg

 Корпус для монахинь. Строительство корпуса велось с 1814-1842гг. по проекту арх.М.Я.Шелковникова Под руководством Ф.И.Петонди. Отдельно стоящий корпус располагается к востоку от церкви Николы Тульского.

Композиция и декоративная отделка  фасада симметрично повторяет Настоятельский корпус. Пластичная архитектурная композиция полуокружности, простота, декора, удачное размещение здания в ансамбле монастыря придавали ему величественность.

В этом корпусе жила основная часть монахинь и послушниц.

В советский период здание использовалось под жилье. По программе ликвидации ветхого жилья в г.Казани Перед празднованием 1000-летия здание было отселено.

В настоящее время не эксплуатируется.

9.jpg

Здание гостиницы. Двухэтажный корпус, выходящий фасадом на ул.Большую Красную по правую руку от ворот, построен в 1803-1807 гг.., вероятно, также по проекту Я.М.Шелковникова и перестроенный в 1855г.

В здании в разные годы  находилась гостиница, больница и другие службы монастыря.

10.jpg

В церковно-приходской школе и золотошвейной мастерской был корпус, для которых построенный в 1895-1896 годах по проекту Ф.Н. Малиновского, учились в основном сироты из монастырскоro приюта.

Некоторые его воспитанницы впоследствии становились настоятельницами Казанскоro монастыря.

11.jpg

Весь монастырь был обнесен кирпичной стеной с пятью башнями, со “Святыми воротами” с юной стороны и воротами с запада и востока. Каменная стена окружила монастырскую территорию в 1803 году.

Позже стены были перестроены. Нынешние главные ворота монастыря сооружены по проекту, утвержденному Александром 1 в 1810 году.

На сегодня сохранились лишь  северные ворота и угловая кирпичная башня, которые в настоящее время  находятся в неудовлетворительном состоянии.

Южные ворота восстановлены и используются по назначению. 

 

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ 

12.jpg

Сильно пострадал монастырь и в пожаре 1815 года — сгорело все, кроме зимней церкви. К 1819 году все строения были восстановлены на пожертвования горожан и императора Александра I.

В 1886 году по настоянию казанского архиепископа Палладия (Раева), несмотря на протесты горожан и ценителей старины, была снесена летняя церковь монастыря, представлявшая собой яркий памятник архитектуры XVII века.

В советское время снесена новая Предтеченская церковь постройки 1887-1892 годов, уничтожена монастырская стена с главными воротами, располагавшаяся вдоль спуска с площади перед Спасской башней кремля к Проломной улице (ныне Баумана).

От знаменитого архитектурного ансамбля уцелела небольшая Введенская церковь, построенная около 1650 года. В ныне существующем монастыре этот храм освящен во имя Иоанна Предтечи. Сохранилась и невысокая трехъярусная колокольня, также построенная около 1650 года. К XVIII веку относятся корпуса келий, перестроенные в 1815 — 1819 годах.

Иоанно-Предтеченский монастырь был невелик. Его главной святыней была икона Святого Германа с частицей его мощей. После 1764 года монастырь оказался за штатом и его существование поддерживалось в основном благодаря пожертвованиям казанских купцов.

В 1800-1802 годах настоятелем Ивановского монастыря был архимандрит Иакинф (Бичурин) (1777-1853) — впоследствии знаменитый ученый знаток китайской истории и китайского языка.

В 1837 — 1844 годах должность настоятеля занимал другой известный китаевед, преемник Иакинфа на должности настоятеля Духовной миссии в Пекине архиманрит Даниил (Дмитрий Сивиллов) (1798 — 1871), бывший одновременно профессором по кафедре китайского языка Казанского университета, позднее переведенный в Забайкалье настоятелем Троицко-Селенгинского монастыря. В 1885-1909 годах настоятелем стал архимандрит Экзакустодиан (Евгений Каменский) (1831— 1909), выпускник Вологодской духовной семинарии, назначенный в 1867 году, переведенный в Казань после пребывания в Спасо-Каменном и Григорьево-Пельшемском монастырях Вологодской епархии. При нем Ивановский монастырь, находившийся на грани закрытия, превратился в благополучную обитель, пользующуюся большим авторитетом в городе. Заслугой Экзакустодиана является сбор средств и организация строительства нового храма и настоятельского корпуса. В 1918 году Иоанно-Предтеченский монастырь стал местом пребывания епархиального управления после изгнания его из кремля новой властью. Здесь жил митрополит Кирилл (Смирнов), сосланный в 1922 году и погибший в ссылке. Позже Ивановский монастырь стал центром епархии обновленцев. Он был закрыт в 1929 году. Иоанно-Предтеченский монастырь возобновлен в 1992 году. 

 

КИЗИЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ


13.jpg

Основанный в 1688 году Введенский мужской монастырь был официально открыт в 1692 году по инициативе тогдашнего казанского митрополита

Адриана,ставшего позже патриархом. Монастырь основан на месте, где с 1654 года проводилась встреча крестного хода из Седмиозерной пустыни с чудотворной иконой Седмиозерной Смоленской Божьей Матери. Во главе общины стал иеродьякон Стефан Сахаров.

В 1693 году в монастырь по распоряжению патриарха Адриана были перенесены мощи Девяти Кизических Мучеников. Кизик-город находился в Малой Азии на берегу Мраморного моря, а Кизические мученики-христиане, убитые римлянами в 286 — 299 годах, почитаются Греческой и Русской православными церквами — день их памяти 29 апреля. В Россию мощи попали в 1645 году, их привез в дар царю Михаилу Федоровичу кизический митрополит Анемподист.

Мощи, хранившиеся в ковчеге, стали главной святыней монастыря и ежегодно их носили по городу вместе с чудотворной Седмиозерной иконой. Как чудотворные, почитались и две хранившиеся в главном храме монастыря иконы Кизической Божьей Матери и Виленской Божьей Матери, которые пожаловал монастырю его основатель Стефан Сахаров.

14.jpg

Строения монастыря с самого начала возводились из камня. Главный храм монастыря, Введенский, с приделом Кизических мучеников, был по- строен в конце XVII века и представлял собой яр- кий образец русского барокко. Над монастырем господствовала колокольня высотой 56 метров, построенная в 1835 — 1837 годах по проекту казанского архитектора Ф.И. Петонди на пожертвования купеческой семьи Котеловых. Введенский собор, колокольня и зимняя Успенская церковь, выстроенная в 1882 году на пожертвования купца Вениаминова-Башарина, снесены в советское время. Сохранился главный корпус монастыря, соединенный с бывшей надвратной Владимирской церковью. Надвратная церковь (врата, над которыми она построена, были позже заложены) и примыкающая часть корпуса построены в конце XVII века ри патриархе Адриане. Корпус достраивался и в XVIII веке, и в 1830-е годы архитектором Петонди.

Кизический монастырь не отличался богатством. В 1693-1698 годах он служил летней резиденцией Казанского митрополита Маркела. В 1764 году, после секуляризации земель, зачислен в третий класс. Основные доходы он получал от паломников, приходивших к мощам Кизических мучеников, и особенно от крестного хода.

В 1785 — 1794 годах настоятелем монастыря состоял игумен Амвросий (Яковлев-Орлин), известный богослов, позже служивший в Московской духовной академии. С 1830 по 1845 год — архимандрит Гурий, выпускник Нижегородской духовной семинарии, который вел в монастыре бурную строительную деятельность.

С 1861 по 1864 год настоятелем был архимандрит Варсонофий (Охотин), позже епископ Симбирский. В 1860 году на страницах журнала «Православный собеседник» он выступил в защиту крестьян и против крепостного права.

После 1873 года монастырем управляли викарные епископы Чебоксарские, в обязанности которых входило управление церковно-учебным ведомством в Казанской епархии. В 1875 — 1883 годах фактическим руководителем монастыря стал его казначеи иеромонах Тихон (Сосунцов), пользовавшийся большим уважением в городе за честность и добросовестность. Управляющий монастырем в 1889 — 1893 годах епископ Никанор (Каменский), ставший позже архиепископом Казанским, составил к 200-летнему юбилею монастыря в 1892 году подробнейшее его описание.

Кладбище при Кизическом монастыре было довольно велико и занимало участок почти до нынешнего Дворца культуры химиков. Здесь были похоронены многие известные люди: первый директор Казанского университета Илья Федорович Яковкин, известные ученые, профессора Казанского университета: математик и астроном Иван Михайлович Симонов, математик Алексей Федорович Попов, физиолог Николай Осипович Ковалевский, дед Льва Николаевича Толстого граф Илья Андреевич Толстой, казанский губернатор князь Семен Михайлович Баратаев, видный деятель народного образования, бывший попечитель Казанского учебного округа Николай Михайлович Мусин-Пушкин.

На кладбище находились семейные захоронения казанских купцов Каменевых (в том числе могила поэта и общественного деятеля Гаврилы Петровича Каменева), Дрябловых, Котеловых, Дворовых, Мергасовых, Вениаминовых-Башариных. Здесь же в большинстве случаев хоронили монахов и монахинь казанских монастырей. В советское время кладбище было разрушено.

В настоящее время Кизический монастырь возвращен церкви, началось восстановление разрушенного архитектурного ансамбля.

 

ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(АРХИЕРЕЙСКИЙ ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ)

 

15.jpg

Ново-Иерусалимский мужской монастырь был основан в середине XVII в. Казанский митрополит Лаврентий II (на кафедре в 1657 — 1672 гг.) стал использовать его как летнюю загородную резиденцию.

При нем же начали возводиться каменные постройки. После секуляризации в 1764 г. монастырь оказался за штатом и практически был закрыт. Но в 1789 г. митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) переехал из Кремля в Ново- Иерусалимский монастырь, с этого времени весь комплекс стали называть Загородным архиерейским домом. Екатерина II, чувствуя вину перед Вениамином за то, что в 1774 г. он был ложно обвинен в сотрудничестве с Пугачевым и провел в тюрьме несколько месяцев, выделила на обустрой- ство дома крупные суммы, а проектирование ансамбля и отдельных зданий было поручено знаменитому зодчему В.В. Растрелли. В 1789 — 1830 гг. загородный дом был административным центром епархии, позже, после восстановления дома архиереев в Кремле, Загородный дом служил казанским архиереям местом летних отпусков.

Комплекс архиерейского дома в основном сохранился, хотя ряд пере- строек и утрат нарушили целостность ансамбля:

1. Собор в честь Обновления Храма Воскресения Христова. Построен в конце XVII в. (дата на антиминсе — 1698 г.). Крупный двухэтажный и двусветный храм, вероятно, обновлявшийся по проекту Растрелли. К сожалению, утрачена трапезная и пятиярусная колокольня.

2. Надвратная церковь во имя Святителя Тихона Амафунтского, постро- енная и освященная в 1706 г. (в честь тогдашнего митрополита Тихона Ш) одновременно со стеной монастыря. В 1905 г. храм отреставрирован и заново освящен во имя Тихона Задонского. Бесстолпный молельный зал размещен над проездной аркой. Памятник русского барокко.

3. Архиерейский дом с домовой церковью в честь Воскресения Хрис- това. Первый этаж был выстроен еще в конце XVII в. В 1780 — 1781 гг. дом бып перестроен по проекту Растрелли под руководством архитектора В.И. Кафтырева. Яркий образец стиля барокко. Алтарь домовой церкви размещен по главному фасаду, обращенному в парк, имеет форму ризалита.

4. Братские кельи, ограда, хозяйственные постройки, в основном, конца XVIIIв.

В настоящее время здания заняты несколькими подразделениями сельскохозяйственной академии.

 

ЗИЛАНТОВ  МОНАСТЫРЬ


 


 

1552 году около могилы русских воинов, павших при взятии Казани, был основан Успенский Зилантов мужской монастырь. Вскоре его перенесли на Зилантову гору.

Название горы и дало название этому монастырю. По преданию, на горе жил Зилант-дракон («змий»). Именно Зилант изображен на современном гербе Казани.

Постепенно Зилантов монастырь рос, на вершине горы прявлялись каменные постройки. В 1681 году здесь был воздвигнут замечательный храм во имя Всех Святых, в 1720-м — храм во имя Алексия Митрополита Московского. В XVII веке монастырь был обведен каменными крепостными стенами и башнями.

В 1625 году был построен главный храм Зилантова монастыря — трехпрестольный храм в духе псковско-новгородского зодчества XVI века. Зилантов монастырь у жителей Казани всегда пользовался особым почитанием. Здесь хранилась икона Смоленской Божьей Матери, якобы привезенная в Казань Иваном IV. Особую заботу настоятелей и монашествующих во все времена составляла организация поминовения вои- нов, павших при взятии Казани. Ежегодные крестные ходы 2 октября от монастыря к памятнику павшим на Казанке собирали тысячи богомольцев. В 1732-1740 годах в Зилантовом монастыре размещалась Казанская духовная семинария. В 1740 году здесь же была открыта Новокрещенская школа, через несколько лет переведенная в собственное здание на озере Кабан.

Своеобразной достопримечательностью монастыря была могила епископа Иосифа (Курцевича), находившаяся внутри собора, около входа с левой стороны. Иосиф был рукоположен в епископы на Украине, в 1625 году перебрался в Россию и возглавил суздальскую кафедру. В 1634 году Иосиф попал в немилость   и   был   сослан,  а  в 1640 году переведен в Зилантов монастырь, где и умер спустя два года. Иосиф обвинялся в ереси, но его убеждения и действия, в первую очередь, отказ перекрещивать «об- ливанцев», через несколько десятилетий стали общеприняты- ми в церковной практике. С 1829 по 1850 год во главе Зилантова монастыря стоял архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский), выпускник Московской духовной академии. Одновременно он был и профессором Казанского университета. Ему принадлежит авторство первой в России многотомной истории философии. С 1892 по 1901 год настоятелем монастыря был архимандрит Антоний (Андрей Степанович Пет- ров), знаменитый миссионер, более двадцати лет проведший в отдаленных районах Сибири и обративший в православие тысячи бурят, эвенков, орочей.

Революция и Гражданская война нанесли Зилантову монастырю невосполнимый урон. 10 сентября 1918 года настоятель архимандрит Сергий (Иоанн Зайцев) и все одиннадцать монахов и послушников Зилантова монастыря были расстреляны красноармейцами. Спасся лишь иеромонах Иосиф (Тюрин), выбравшийся из-под безжизненных тел товарищей. Монастырь окончательно закрыли в 1929 году. До 1950-х годов в стенах бывшей обители находилась исправительная колония, позже автобаза. В советское время ансамбль некогда почитаемого Зилантова монастыря был почти полностью разрушен, включая храмы и древние стены. Чудом уцелели Успенский собор, который до 1990-х годов находился в крайне запущенном состоянии. Двухэтажный каменный корпус настоятеля, построенный в конце XVIII века, многократно перестраивался и дошел до нашего времени в неузнаваемом виде.

Только сравнительно недавно некогда знаменитая Зилантова обитель начала возвращаться к жизни — начались реставрационные работы на немногих со- хранившихся архитектурных памятниках.

 

 

 

 

 

 

 

Интернет-приемная

Часы работы:
   24 часа в сутки
   7 дней в неделю

© 2010 Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани
Разработано Отделом аппаратного и программного обеспечения УАиГ ИК МО г.Казани
Работает на платформе Abricos 0.5.3